Почему я выбираю педагогический прикорм, а не борьбу за граммы

28 апреля 2015

Когда для нашего старшего ребенка (ему уже четыре) пришло время пробовать человеческую еду, мы, после некоторой теорподготовки, решили, что пойдем проторенной ВОЗом дорожкой, и выбрали классическую схему прикорма – пюрированную еду и таблички, указывающие, сколько ложечек этой еды должно поместиться в нашего сына вчера и завтра. Как гиперсознательные родители, к вопросу мы подошли обстоятельно: были закуплены стульчик для кормления, мягкие ложечки, нескользящие тарелочки и, естественно, детское пюре нескольких марок помимо заготовленного бабушкой домашнего кабачка.

Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что в родительском нелегком деле одним из принципиально важных качеств, если не самым, является гибкость. В обращении с детьми она скорее развивается постепенно, чем присутствует с самого начала, потому что в период особой хрупкости и крошечности младенцев четкие инструкции дают родителям иллюзию уверенности в себе и правильности происходящего. Ничем другим я не могу объяснить свое стремление несмотря ни на что накормить ребенка пюре из морковки, которое он выплевывал из кухни в соседнюю комнату.

Вероятно, моя паника по поводу несъеденных, но таких необходимых 50 граммов именно пюре передавалась и сыну, потому что через несколько дней неуверенных попыток он отверг пюрированную пищу как явление. Но мы не сдавались: методичка по прикорму, прихваченная из кабинета педиатра, содержала в себе слова «должен», «100 граммов» и «ребенку необходимо». Мы перебрали несколько марок баночного питания, освоили пароварку и блендер, бабушки вспоминали «застольные» отвлекающие сказки, вот это все. Мой бедный ребенок тем временем продолжал игнорировать ложечки, вернул обратно выталкивающий рефлекс языка, охотно слушал бабушкины сказки, но по части съеденных граммов мы продвинулись не слишком далеко.

Никому из нас – родителей, врачей – даже не пришло в голову, что ребенку просто не нравится или не подходит пюрированная пища. Методичка говорила – надо, комсомол добавил – ЕШЬ! Мы нервничали, старшее поколение предрекало ребенку авитаминоз и рахит, а сын вообще не понимал, что от него требуется, поскольку никто из взрослых не поедал рядом с ним, подавая пример, эту странную детскую еду.

Чуть позже, как водится, всех спас Интернет и коллективный разум, и в рацион нашего ребенка пришла еда кусочками, за которую ему еще и нужно было побороться. Прикорм «по требованию» и эффект неизвестности родительских тарелок несколько исправили ситуацию, но изначальная стратегия «скармливания» все же, видимо, отложилась в его голове, потому что и сейчас сын предпочитает скорее не есть, чем наоборот. Супы-пюре он не переносит до сих пор.

Поэтому наш второй сын, которому уже десять месяцев, по мнению бабушек – заброшенный ребенок, питается по принципу педагогического прикорма (а скорее, его западной разновидности baby-led weaning). Я не готовлю ему отдельные блюда и, уж конечно, не превращаю их в пюре. В этом нет необходимости, потому что вся семья за четыре года родительства незаметно перешла на более здоровый стол. Кстати, наш стоматолог очень одобряет отсутствие пюрешек в детском меню.

Еще малыш получает не абстрактные «стограмм», но понятную ему порцию, которая помещается в его кулачке, прекращает есть тогда, когда ему вздумается, и он не знаком с нависающей перед ним требующей ложкой. И – обязательно – теперь уже оба ребенка видят рядом с собой взрослых, точно так же принимающих пищу и явно получающих от этого удовольствие. Почему-то мне кажется, что это самое важное в развитии взаимоотношений ребенка и еды.

На самом деле я совершенно не против пюре, если дети его едят. Что я там писала про гибкость?.. Младший сын может с удовольствием съесть на завтрак детскую растворимую кашу, если все остальные едят французские тосты. Ключевое слово здесь – удовольствие. Для чего не в последнюю очередь, как я скромно считаю, еда и существует.

Может показаться, что педагогический прикорм – это гастрономический бессистемный хаос, но на самом деле даже отданный целиком на откуп ребенку процесс педприкорма подчиняется нескольким простым правилам:

  • Ребенок садится за стол всякий раз, когда едят взрослые – так он получает представление о режиме питания.
  • Цель педагогического прикорма – познакомить ребенка с разными вкусами и культурой принятия пищи, а не накормить досыта. Как минимум до года сытость ребенка обеспечивает основное вскармливание – грудное молоко или смесь.
  • Ребенку позволено пробовать все, что находится на родительской тарелке, при помощи своих пальцев, маминых пальцев, ложки или вилки.

Кстати, если ребенок отказывается есть пюре с ложки – возможно, ему просто не нравится сама ложка. Об этом мы не подумали во времена пюрешечного кошмара старшего сына и догадались уже намного позже.

  • Если что-то из вашей еды объективно не годится для прикорма – просто съешьте это немного погодя.
  • Первая порция новой, незнакомой еды – крошка размером с рисинку. По моему опыту, в течение недели, при отсутствии резкой аллергической реакции, порцию можно довести до любого желаемого ребенком размера. Запивать прикорм следует только водой или грудным молоком/смесью.
  • Если ребенок перестал есть, не нужно настаивать – но можно «напомнить»: предложить еще раз или два. Дети часто отвлекаются от еды, даже если не против съесть еще.
  • Некоторых родителей раздражает, когда содержимое их тарелки разбрасывается по кухне, и это нормально ☺ можно разложить кусочки разных продуктов на детском столике (именно на чистом столике, без тарелки, потому что легким взмахом руки ребенок отправит эту тарелку на пол вместе с едой).
  • Приготовьте еду так, чтобы не волноваться о потенциально опасных твердых кусках. И никогда нельзя оставлять ребенка наедине с едой. Даже надежно пристегнутого к стульчику, даже с безопасными мягкими продуктами – никогда.
  • Любой прикорм подразумевает много упавшей на пол еды – лучше заранее расслабиться на эту тему и поселить на кухне специальную щетку и совок. Кстати, кусочки еды собрать намного проще, чем пюре ☺
  • Ребенок будет есть то, что едят родители. Нет смысла приучать ребенка к «полезной» овсянке на воде, если вы сами ее не любите. И вряд ли ребенок привыкнет есть свежие фрукты, если они не «живут» постоянно на кухонном столе.

В данном материале все персонажи реальны, все совпадения неслучайны ☺. Точка зрения автора, хоть и носит просветительский характер, остается исключительно точкой зрения автора.