Это должен знать каждый родитель: скандальная история искусственных смесей

28 июля 2013

Кампания по борьбе с детскими молочными смесями, запущенная в Нью-Йорке, заставила нас пристальнее взглянуть на сомнительное прошлое этой продукции.

Скандал впервые разразился в 1970-х, когда торговую марку «Нестле» обвинили в слишком активном продвижении дорогих младенческих смесей среди матерей из стран «третьего мира». Обвинения закончились публичными слушаниями в Сенате и ВОЗ, в результате чего Нестле обязались разработать новый свод маркетинговых правил. Однако и по сей день емкость рынка детских смесей составляет свыше 11,5 млрд долларов в год (из них на США приходится около 30% от общей суммы).

Разгромная брошюра «Убийца младенцев» вышла в 1974 году

В начале 1970-х активисты впервые заинтересовались делами «Нестле». В 1973 году «The New Internationalist» опубликовал обличающее расследование «Дети - это бизнес», в котором объяснялись пути наводнения стран Третьего мира детской смесью. Но 28-страничный памфлет «Убийца младенцев», выпущенный в 1974 году британской благотворительной организацией War on Want, вызвал настоящий скандал вокруг детских искусственных смесей. Так против «Нестле» было выдвинуто обвинение в пропаганде детских молочных смесей среди матерей третьих стран, которые и так из последних сил выживали в страшной нищете.



В странах, находящихся за чертой бедности, «младенцы умирают, потому что теперь их кормят смесями из бутылочек на западный манер», заявили War on Want.

«Нестле», по их мнению, добились своего,

  • создав мнимую потребность в своем товаре,
  • убедив потенциальных покупателей в необходимости смесей,
  • создав заведомо недостижимую связь «смесь = благополучие».
«Как раз тогда исследования доказали преимущество грудного молока перед смесями», рассказала «Business Insider» Пейдж Харриган, старший диетолог международной организации «Спасти детей» («Save the children»). Как значится в ежегодном отчете «Питание детей в первые 1000 дней», витамин А предотвращает нарушения зрения и снижает уровень младенческой смертности от распространенных болезней, а цинк позволяет справиться с диареей. Полное грудное вскармливание в течение первого полугода жизни увеличивает шансы ребенка на выживание в шесть раз, сообщается в отчете (имеются в виду дети, рожденные раньше срока и/или в малообеспеченных семьях в странах третьего мира - прим. переводчика)


Женщины третьего мира «двинулись на Запад»

Матери, живущие в бедности, стремились любыми путями выбраться из нищих деревень в города, жертвуя грудным вскармливанием, и сами тут же становились жертвами рекламы.


«Как только социальный статус этих женщин изменился, и они начали зарабатывать на жизнь - грудь перестала быть источником пищи, она стала лишь символом сексуальной привлекательности... что только усугубило ситуацию», комментировали в War on Want.

Молодые матери повсюду сталкивались с рекламой искусственных смесей: помимо буклетов и листовок, компании-производители нанимали «промоутеров в белых халатах» (как реальных медсестер, так и девушек без образования). Они приходили к женщинам домой и рекламировали младенческие смеси, сообщали War on Want.

«Начинали они с того, что лучше всего, конечно, кормить грудью. Затем они представляли детские смеси как просто питательную добавку к грудному молоку: имелось в виду, что если начать докармливать смесью с рождения, можно избежать некоторых проблем со здоровьем малышей».

Источник: Baby Milk Action


War on Want: «уверенность в пользе грудного вскармливания была подорвана»

«Сыграть на чувствах этих нищих матерей, на их боязни причинить вред своим детям было настоящим мошенничеством», пишет War on Want.

«Рефлекс молоковыведения, который отвечает за поступление молока к молочным протокам, контролируется нервной системой», говорится в буклете. «Кормящие матери, убежденные в необходимости смеси, решают, что у них не хватает молока - и в итоге у них действительно не хватает молока».

В навязывании смесей роженицам обвинили также и родильные дома

The New Internationalist: «Компании-производители бесплатно поставляли в родильные дома пробники смеси и бутылочки, которые выдавались роженицам в качестве «постродового набора».

«Довольно цинично, учитывая, что производители смесей взамен оказывали бесплатную поддержку в реконструкции и обновлении оборудования родильных домов». Помимо того, говорится в памфлете, «они тратили немыслимые деньги на проведение исследований, тематических конференций, на рекламную продукцию, продвигающую смеси».

А в это время в третьих странах матери пытались хоть как-то сэкономить, разбавляя смесь

Растворимые смеси разводятся водой, но женщины, живущие за чертой бедности, не знали, что разводя смесь слишком жидко, особенно грязной водой, можно «лишить ребенка необходимых питательных веществ и довести до истощения», пишут War on Want.


В The New York Times тогда появилась заметка о семье с Ямайки, доход которой составлял 7 долларов в неделю. Матери приходилось разводить смесь в три раза жиже, чем следовало, чтобы подольше хватило на двоих детей.

Миллионы детей погибали от недоедания

«Результаты этого легко увидеть в детских больницах, а также в подворотнях и на кладбищах в бедных странах», пишут War on Want. «Эти дети настолько истощенные, что все, что от них остается - это несоразмерно большая голова на морщинистом старческом тельце».

Официальный представитель Агентства США по международному развитию, д-р Стивен Джозеф, в своем интервью The Times обвинил младенческие молочные смеси в гибели миллионов младенцев от истощения и заболеваний ЖКТ.


Смеси в принципе замедляют рост, отметили в War on Want. Основываясь на «сложных связях, сформированных между грудным вскармливанием и развитием ребенка», организация заявила, что вскормленные материнским молоком дети «быстрее начинают ходить», а также более развиты в эмоциональном плане.

Нестле подали на деятеля War on Want иск за клевету

В свою очередь, Нестле не оставили памфлет о детоубийцах без ответа. Компания подала иск на активиста из Германии, который перевел документ War on Want и выпустил его в печать в Швеции под названием «Нестле убивает детей».

В 1976 году Нестле выиграли иск при условии внесения «кардинальных изменений в рекламную политику». В Time Magazine результат слушаний обозначили как «моральную победу» потребителей.

Грубая рекламная кампания закончилась бойкотом Нестле

Infant Formula Action Coalition объявила о бойкоте Нестле в США. Вскоре к Штатам присоединились Франция, Норвегия, Финляндия и множество других стран. «Я помню, как в 80-х мама отказалась покупать их шоколадные батончики и тогда рассказала мне о множестве умерших малышей», вспоминает Пейдж Харриган.

Бойкот был приостановлен в 1984 году, однако его возобновили через несколько лет, когда к акции присоединились Австралия, Мексика, Швеция, Ирландия и Великобритания.

В 1981 был принят Международный Кодекс по распространению детских смесей и докорма

В 1978 сенатор Эдвард Кеннеди провел ряд слушаний по вопросу неэтичных маркетинговых приемов в промышленности. За ними последовали встречи с ВОЗ, ЮНИСЕФ и другими организациями, и в 1981 году 34-я Генеральная Ассамблея Здравоохранения принимает резолюцию, в которую вошел международный Кодекс по распространению детских смесей и докорма. Согласно Кодексу, компаниям-производителям детских смесей запрещается:

  • рекламировать продукцию в больницах, магазина и общественных местах
  • раздавать бесплатные образцы семьям с маленькими детьми
  • дарить «подарки» работникам здравоохранения или матерям маленьких детей
  • подавать иную информацию, кроме фактуальной.
«К черту кодекс?» (с)

Нестле до сих пор находится под пристальным вниманием неправительственных организаций и обычных граждан. Различные исследования отмечают нарушения установленных правил, такие, как выпуск плакатов с изображением здоровых малышей с бутылочками или снабжение врачей фирменными бланками для рецептов.

Сложно контролировать соблюдение правил, говорит Пейдж Харриган. Кое-где кодекс является законом, но в остальных местах это только свод правил. В ближайшее время следует решить, приобретет ли Кодекс законную силу, и как это сделать.

Звезды британского телевидения присоединились к движению «за ГВ»

Британское «Шоу Марка Томаса» «проехалось» по Нестле в 1999, поинтересовавшись в эфире у совета директоров компании, почему их продукция имеет англоязычные названия - не для того ли, чтобы ущемить права неграмотных и бедных.

По информации Baby Milk Action, Эмма Томпсон (британская актриса, сценарист - прим. переводчика) публично призвала бойкотировать кинопремию Perrier Comedy Award, генеральным спонсором которой была вода Перье - продукция Нестле.

ГВ vs смесь: вопрос все еще открыт

Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг недавно выступил с инициативой «изгнать детские смеси из родильных домов». Кодекс набирает силу, говорит Харриган.

Автор: Джил Крэсни, 25 июня 2012

Оригинал: http://www.businessinsider.com/nestles-infant-formula-scandal-2012-6?op=1

Перевод: Катерина Цывылева