Дисплазия тазобедренных суставов у детей, или "сжечь кенгурушки"

О том, как на самом деле может выглядеть дисплазия тазобедренных суставов.

Сегодня в лондонской подземке я увидела нечто такое, что заставило меня просиять и - сглотнуть слезы одновременно. Мой попутчик, молодой отец, нес свою маленькую дочь в слинге. Малышка, одетая в очаровательный чепчик, широко улыбалась, глядя отцу прямо в глаза, а ее пухлые ножки были согнуты в идеальной для младенца «позе лягушки». Знал ли тот папа, что, держа дочь таким образом, он помогал ее суставам расти здоровыми?

У нас с БиБи было две переноски - в одной она сидела похожим образом, лицом ко мне. Другая же поворачивала ее лицом вперед, и ноги при этом свободно свисали, бессильно болтаясь, выкручивая нежные, несформированные суставы.

У меня трое детей, и никто ни разу в жизни не рассказал мне, что с ними могут сделать эти переноски «лицом к миру». Понадобились исследования для постановки диагноза, шестичасовая операция c трансплантацией кости и переливанием крови, 12 недель в гипсе - чтобы преподать мне труднейший урок в моей жизни.

Если бы я тогда знала то, что знаю сейчас...

Иногда дети рождаются со смещенными бедренными костями. У других - с рождения недоразвитые тазобедренные суставы, на которые врачи или родители не обратили внимания до тех пор, когда серьезное хирургическое вмешательство неизбежно, а восстановление - намного сложнее.

Мы никогда не узнаем, родилась ли БиБи с такими суставами, или болезнь развивалась в первые месяцы ее жизни. Да, нам кажется, что врачи ее «проглядели». Нашу дочь и всех тех малышей в гипсовых панцирях просмотрела медицина. Диагноз поставили так поздно, что реабилитация оказалась куда более тяжелой, болезненной, изматывающей, чем могла бы быть.

На прошлой неделе закончились сеансы физиотерапии, и на сегодня вердикт врачей такой - нога пришла в норму настолько, насколько было возможно. Дочка слегка припадает на больную ногу во время ходьбы, а если устает - просто волочет ее. Ей три с половиной, и чаще всего ей приходится гулять в коляске. Встречные родители вопросительно приподнимают бровь, видя, как она карабкается туда, сделав всего несколько шагов. Она не может распрямить левое колено или вытянуть ногу в сторону. Ее не вылечили.

Недавно я с трудом подавила порыв выхватить какую-то малышку из переноски, в которой она висела лицом вперед - на меня просто заявили бы в полицию, не справься я с собой. Я слышала, как ее мать обсуждает со знакомой, как собирается отлучать дочь от груди, как это все будет естественно, и все такое... И я осознала, с тяжелым сердцем, что, как и я, эта мама не подозревает о возможных рисках для ребенка, она просто хочет и делает для своего ребенка только лучшее.

Несмотря на то, что случаи дисплазии ТБС у детей в Великобритании регистрируются все чаще, мы до сих пор не имеем информации об этой болезни. Слова нашего участкового врача до сих пор преследуют меня: «Дисплазия ТБС - да что это вообще такое?»

Что бы я сделала иначе, чтобы избежать дисплазии ТБС у моего ребенка?

Еще будучи в матке, ребенок почти все время проводит с согнутыми и прижатыми к животу ножками - отсюда и пошло понятие «поза эмбриона». После рождения ноги постепенно распрямляются в течение нескольких месяцев, а детская гибкость означает подвижные суставы. Проще говоря, если ноги выпрямлять насильно и раньше срока, это может привести к смещению, дисплазии суставов.

Итак, я

  • использовала бы только те переноски, в которых ножки ребенка принимают ту самую «позу эмбриона» (что до переносок «лицом вперед» и прочих кенгурушек - я считаю, их стоило бы убрать из магазинов и сжечь);
  • выбрала бы автокресло с низкими бортами, в котором ноги младенца не обязательно распрямлять и сводить вместе;
  • использовала бы широкое пеленание, при котором ножки согнуты и разведены, как на видео.
  • и наконец, я бы кричала на всех углах о том, что моему ребенку нужна помощь, вместо того, чтобы удовлетворяться обещаниями, что все наладится с возрастом.

Если бы только.

Справка: Джейн Блэкмор - мама троих детей. Младшей дочери, о которой идет речь, поставили диагноз «дисплазия тазобедренного сустава», шестичасовую операцию провели в возрасте 18 месяцев. Девочка провела три месяца в гипсовой повязке и только в два года начала заново учиться ходить.

Оригинал статьи: http://www.northernmum.com/2013/09/hip-dysplasia-why-we-should-burn-forward-facing-baby-carriers

Перевод: Катерина Цывылева